Автор Тема: Прямолинейные электродвигатели для рельсовой скоростной дороги  (Прочитано 144 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2757
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Из сборника «Эврика» за 1963 год.

ЭЛЕКТРОВОЗ-ГЛИССЕР

Английский  инженер  Эрик  Лейтвейт,  сотрудник  Манчестерско-
**  го  университета,  разработал  необычный  электровоз-глиссер,

у  которого  нет  вращающихся  частей.

Вспомним,  как  действует  обычный  асинхронный  двигатель.

Трехфазный  ток,  проходя  через  обмотки  статора,  создает  вра¬

щающееся  магнитное  поле.  Оно  наводит  токи  в  роторе.  При  их

взаимодействии  с  магнитным  полем  возникают  усилия,  стре¬

мящиеся  вращать  в  разные  стороны  ротор  и  статор.  Но  статор

закреплен  на  фундаменте,  и  поэтому  вращается  только  ротор.

Что  же  сделал  Лейтвейт?  Он  взял  обычный  тяговый  асин¬

хронный  двигатель  и  произвел  над  ним  «пластическую  опера¬

цию»  —

 «разрезал»  цилиндрическую  обмотку  статора  на  два

полуцилиндра  и,  выпрямив  их,  получил  две  плоские  катушки.

Ротор  же  он  предложил  заменить  рельсом,  вернее  шейкой

рельса.

Переменный  ток,  идущий  по  катушкам,  по-прежнему  соз¬

дает  магнитное  поле.  Наведенные  им  в  шейке  рельса  токи,  взаи¬

модействуя  с  магнитным  полем  катушек,  как  и  раньше,  создают

усилия,  направленные  в  разные  стороны.  Но  поскольку  рельс

закреплен,  в  движение  приходят  только  катушки,  которые  увле¬

кают  с  собой  тележку.

Разумеется,  чтобы  она  двигалась  непрерывно  и  можно  было

управлять  скоростью  ее  движения,  нужно  взять  не  одну  пару

катушек,  а  несколько.

В  сущности,  электродвигатель  Лейтвейта  работает  по  прин¬

ципу  соленоида.  Принцип  этот  не  нов.  Применяя  его,  удалось

разработать  системы  транспортировки  деталей  в  цехах  пред¬

приятий,  оригинальную  «почту»,  катапульты,  облегчающие

старт  тяжелых  самолетов,  электронасос  для  перекачки  рас¬

плавленного  металла  и  тому  подобные  установки.  Но  самое

многообещающее  применение  этого  принципа,  по-видимому,  на

транспорте.

Лейтвейт  построил  и  демонстрировал  действующую  модель

электровоза  с  линейным  двигателем,  как  он  назвал  свое  дети¬

ще.  Включался  ток,  электровоз  приходил  в  движение  и  раз¬

вивал  в  течение  секунды  скорость  до  40  километров  в  час!

После  испытания  модели  Британская  транспортная  комис¬

сия  решила  провести  опыты  с  обычными  электропоездами,  на

которых  должны  быть  установлены  двигатели  Лейтвейта.  В  Лон¬

доне  строится  участок  пути  длиной  в  200  метров,  на  котором

можно  будет  развить  скорость  до  160  километров  в  час.  Сле¬

дующий  этап  —
 дорога  длиной  И  километров,  рассчитанная

на  скорость  240  километров  в  час.  Если  результаты  будут  удов¬

летворительными,  намечается  постройка  однорельсовой  дороги

между  центром  Лондона  и  аэропортом.  Конструкторы  надеются,

что  поезда  будут  ходить  по  этому  маршруту  со  скоростью

320  километров  в  час.

Такой  поезд,  конечно,  будет  совершенно  не  похож  на  ны¬

нешние.  Колеса  при  подобных  скоростях,  вообще  говоря,  не

нужны.  По-видимому,  поезда  будут  поддерживаться  воздушной

подушкой,  как  это  предлагал  еще  К.  Э.  Циолковский,  а  рельс

послужит  направляющей.  Плоские  катушки,  которые  «оседлают»

рельс,  не  будут  соприкасаться  с  ним  —
 между  ними  и  рельсом

проляжет  искусственно  созданный  воздушный  промежуток.

Поезда  станут  как  бы  «парить»  над  рельсом.  Этот  эффективный

способ  движения  окажется  возможным  еще  и  потому,  что  вес

поезда  будет  совсем  небольшим.  Ведь  между  двигателем  и  по¬

лотном  не  придется  ставить  промежуточных  механизмов  и

движителей.  Да  и  сам  двигатель  значительно  облегчится:  «ро¬

тор»  переберется  на  полотно  дороги,  а  подшипники,  корпус,

система  охлаждения  исчезнут  вовсе.  Нынешние  локомотивы

просто  обязаны  быть  тяжелыми,  иначе  не  получится  достаточ¬

ного  сцепления  между  ведущими  колесами  и  рельсами.  Линей¬

ные  же  двигатели  отлично  подойдут  для  легких  поездов  из

стеклопластиков  и  синтетических  материалов,  поездов  быстро¬

ходных,  бесшумных  и,  разумеется,  красивых.