Откуда взял, что это делается с первых дней, выделил красным.
http://www.georgtech.ru/wp-content/uploads/2012/07/Лекция-№4-Нейрореабилитация.pdfРоль медсестры в реабилитационных мероприятиях
Лечение положением — специальная укладка парализованных
конечностей. Ее должна уметь делать ухаживающая за больным медсестра.
Укладка паретичных конечностей в положении больного на спине
производится таким образом, чтобы мышцы, в которых после инсульта, как
правило, повышается тонус (приводящие мышцы плеча, сгибатели руки,
приводящие мышцы бедра, разгибатели голени
и тыльные сгибатели стопы), были растянуты. Для этого к постели пациента
со стороны парализованных конечностей ставят стул с подушкой; на нее
кладут больную руку ладонью вверх. Руку выпрямляют в локте и отводят в
сторону под углом 90°. Под мышку больного помещают ватный валик,
обтянутый клеенкой. Пальцы разгибают. Кисть и предплечье
прибинтовывают к лангете, выпиленной из какого-либо твердого материала
(например фанеры) и обтянутой марлей. Для фиксации положения руки на
нее кладут мешочек с песком или солью (массой 0,5 кг). Парализованную
ногу сгибают на 15—20° в колене, под которое подкладывают валик. Стопа
упирается в деревянный ящик (сапожок), обтянутый мягким материалом.
Рекомендуется в сапожок вложить маленькую подушку для лучшей
фиксации стопы. В положении на спине больной может находиться от 1,5 до
2 ч. Затем его следует повернуть на здоровый бок. Укладка больного на
здоровом боку отличается от укладки на спине: парализованным
конечностям придается согнутое положение. Больную руку сгибают в
плечевом и локтевом суставах и подкладывают под нее подушку, а
парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже
кладут на подушку. Как и при позиции на спине, очень важно следить за
правильным положением кисти и стопы. Пальцы руки должны быть
разогнуты, кисть привязана к лангете и лежит на подушке ладонью вниз.
Стопа должна упираться в ящик. В положении лежа на здоровом боку
больной может находиться от 30 до 50 мин. Укладка паретичных
конечностей препятствует развитию мышечных контрактур, способствует
снижению мышечного тонуса и предупреждает боли в суставах (особенно
плечевом). Кроме того, смена положения больного в постели каждые 1—2 ч
— профилактика пролежней.
Пассивная гимнастика. Одновременно с лечением положением (т.е. с
самых первых дней после инсульта) с больным начинают заниматься
пассивной гимнастикой: 1—2 раза в день упражнения проводятся
методистом по лечебной гимнастике, остальное время и в выходные дни —
медсестрой или обученным родственником (сиделкой). Пассивные движения
осуществляются без активного мышечного содействия больного. Их
выполняют осторожно, в медленном темпе. Пассивные движения
осуществляют по возможности в полном объеме, изолированно в каждом сус
таве. Для этого занимающийся с больным одной рукой обхватывает
паретичную конечность выше разрабатываемого сустава, а другой — ниже
этого сустава. И разработку проводят в следующей последовательности:
плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и пальцы руки, тазобедренный,
коленный, голеностопный суставы и пальцы стопы. Объем и темп движений
постепенно увеличиваются, число их для каждого сустава — от 5 до 10.
Пассивные движения в первые дни после инсульта рекомендуется проводить
2 раза в день во всех суставах конечностей.
Массаж. В эти же дни следует начать делать легкий массаж как здоровых,
так и паретичных конечностей. Если при массаже здоровых конечностей
можно использовать все многообразие массажных приемов, то при массаже
паретичных конечностей нужно соблюдать большую осторожность. Дело в
том, что чрезмерный массаж способен привести к резкому повышению
тонуса определенных мышечных групп, что нежелательно. Поэтому при
массаже парализованных конечностей рекомендуется пользоваться
следующими правилами. Массаж руки начинают с плеча, а ноги ~ с ягодиц и
бедра (положение больного лежа на спине или здоровом боку). Затем
переходят к массажу других участков конечностей. При массаже мышц, в
которых тонус, как правило, повышен (большая грудная мышца, двуглавая
мышца плеча, сгибатели кисти и пальцев, четырехглавая мышца бедра,
трехглавая мышца голени), уместно лишь легкое поглаживание. При этом
темп массажных движений медленный.
Сажать, ставить больного, учить ходить начинает методист по лечебной
гимнастике. Он же проводит занятия активной гимнастикой. В дальнейшем,
когда больному разрешается самостоятельно садиться, вставать и ходить,
помогать ему должна ухаживающая за ним медсестра, так как особенно на
первых порах существует угроза падения, чреватого переломом костей
(особенно опасен перелом шейки бедра). В ходе восстановления в первое
время больной при передвижении пользуется трех- или четырехопорным
костылем, затем палкой. При обучении ходьбе следует обращать внимание на
положение стопы, проверять устойчивость больного, следить, чтобы он
достаточно сильно сгибал ногу в тазобедренном и коленном суставе, не
заносил ее в сторону, не задевал носком пол и правильно ставил стопу. Во
время тренировки больную руку лучше фиксировать косынкой для
предупреждения растяжения сумки плечевого сустава, а для устранения
отвисания стопы используют приспособления, фиксирующие ее: резиновую
тягу (соединяющую носок или ботинок подвязкой, расположенной над
коленкой) или ботинки с высоким жестким креплением.
Ухаживающая за больным медсестра должна принимать активное участие
в восстановлении у него навыков самообслуживания. Оно делится на этапы.
Вначале овладение простейшими навыками (самостоятельные прием пищи,
умывание, чистка зубов, причесывание, бритье и т.д.). Затем больного
обучают самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом и ванной. Часто
даже при легком и умеренном парезе больной как бы «игнорирует»
парализованную руку, пользуясь лишь здоровой. Ухаживающей за больным
медсестре необходимо постоянно напоминать ему: он должен стремиться
нагружать свою паретичную руку: брать ею предметы домашнего обихода,
перекладывать их, листать книгу, во время еды держать хлеб и т.д.
С больным с нарушением речи (и обычно с сопутствующим нарушением
чтения и письма) проводит восстановительное занятие логопед — афазиолог
или нейропсихолог. Во второй половине дня и в выходные контролировать
выполнение «домашнего задания» должна ухаживающая за пациентом
медсестра. Особенно губительна для восстановления речи так называемая
речевая изоляция больного, когда он предоставлен сам себе, к нему мало
обращаются, его не приглашают участвовать в общем разговоре, обсуждать
домашние проблемы. Для стимуляции понимания речи окружающих полезны
беседы (в основном на простые темы). Спрашивают у больного, хочет ли он
есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет
(не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать,
сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.). Если пациент затрудняется
выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и
повторно его попросить. После освоения простых операций переходят к
более сложным.