Подборки на Aliexpress (если перебросит сначала на главную страницу, перейдите по ссылке ещё раз): Ветрогенераторы.
На солнечной энергии: светильник, датчик движения (тоже светильники в основном), настольная лампа, насос, гирлянда, подсветка лестницы, подсветка дорожного полотна, светофор, часы, инвертор, трекер, контролеры, части и аксессуары, солнечные панели, солнечные элементы, солнечный коллектор, аккумулятор тепла,
нагреватель, солнечная печь, солнцезащита,
для мобильных устройств: складная солнечная батарея, повербанк, сумка, беспроводные наушники с солнечной подзарядкой, блютуз аудио колонка, радио,
зажигалка, душ, отпугиватель, прикручиваемый отпугиватель, охранная сигнализация, отпугиватель комаров (заинтересовал носимый с собой), фонтан, капельный полив, велосипед, игрушки, вентилятор, вентилятор крыши, видеокамеры и их муляжи, IP камера,
очиститель воздуха автомобиля, система контроля давления в шинах автомобиля, подсветка автомобиля, подсветка автомобиля типа акулий плавник, подсветка авто с ветрогенератором, подсветка авто с ветрогенератором по типу акулий плавник, автомобильный охладитель или кондиционер, (то же самое почти, встречаются модели плохого качества), блютуз.
Для водоемов: очиститель воды бассейна, плавающий фонарь, крышка бассейна.
Светодиодные лампы, аккумулятор, литий-ионный аккумулятор, дизельный генератор, бензиновый генератор, генератор низкой скорости, одежда с подогревом, каталитический газовый обогреватель, пропановый обогреватель, керогаз, автоматический открыватель теплицы, одеяло из фольги, оконная пленка, оконный утеплитель.
Вспомогательные растительные средства против опухолей на Aliexpress (если перебросит сначала на главную страницу, перейдите по ссылке ещё раз)

Автор Тема: Нарушения речи и понимания  (Прочитано 71 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Нарушения речи и понимания
« : Январь 01, 2021, 02:05:41 pm »
Белянская Елена Николаевна, Краснова Марина Алексеевна
Реабилитация после инсульта
Речевые нарушения
Афазия наблюдается более чем у трети больных, перенесших инсульт. Выделяют следующие виды афазий: моторная (нарушение произвольной собственной речи), сенсорная (нарушение понимания речи окружающих), амнестическая (речевые нарушения проявляются только в забывании названия отдельных предметов и действий), сенсомоторная (нарушены и собственная речь, и понимание речи окружающих), крайним выражением которой является тотальная афазия (собственная речь полностью отсутствует, больной не понимает речь окружающих). Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций, – письма (аграфия) и чтения (алексия).
Другой частый вид речевых нарушений после инсульта – дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранении «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма.
Прогностически наиболее неблагоприятным фактором для восстановления речи является наличие в острой стадии инсульта тотальной и грубой сенсомоторной афазии, особенно, если выраженные сенсомоторные нарушения сохраняются в течение 3—4 месяцев.
Основным в реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические занятия по восстановлению речи, чтения и письма, проводимые логопедом—афазиологом. В Москве и С.-Петербурге создана сеть амбулаторной и логопедической помощи при афазиях. Занятия по восстановлению речи рекомендуют проводить на фоне приема ноотропов:
------------пропуск текста---------------(рецептурные препараты назначаются врачом)
Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания. В связи с большой истощаемостью пациентов занятия на первых этапах следует проводить по 10—15 мин несколько раз в день. Необходимо привлекать к выполнению «домашних заданий» родных и близких больного, проводить их обучение.
Восстановление речи затягивается, как правило, на большие сроки, чем восстановление движений, иногда на годы. Все это время больной должен амбулаторно заниматься с логопедом-афазиологом и обученными логопедом родственниками.

Хорошо рассказывать больному о себе, близких, пытаться общаться с ним на различные темы, просить рассказать о своих желаниях, называть окружающие предметы, правильно выговаривая слоги и звуки. Читать больным газеты, книги, просить пересказать прочитанное.
« Последнее редактирование: Январь 01, 2021, 02:26:12 pm от birg77out »

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нарушения речи и понимания
« Ответ #1 : Январь 03, 2021, 05:25:23 pm »
Сергей Викентьевич Кузнецов Жизнь после инсульта

Способы восстановления речи

Подготовка к занятиям

Очень детально методики восстановления речи при разных формах афазии и дизартрии даются в книгах замечательных специалистов в этой области Т. Г. Визель, Н. Н.
Амосовой, Н. И. Каплиной. Книги этих авторов я рекомендую обязательно почитать тем, кого затронула проблема речи при инсульте. В них даны пошаговые, чуть ли не ежедневные инструкции по восстановлению речи, сопровождаемые рисунками и упражнениями.

Информация, данная здесь, необходима для сведения и общего понимания проблемы. Я
опишу лишь общие подходы специалистов, поскольку в каждом конкретном случае методику восстановления речи пациента должны отработать невролог и логопед. Найдете вы в этом разделе и мои собственные советы, а также рекомендации других людей, как и я прошедших горнило инсульта.
В первую очередь перед занятиями по восстановлению речи, надо объяснить пострадавшему, что его интеллект и понимание всего окружающего по сути не пострадали в результате перенесенного и в дальнейшем обязательно восстановятся. Чтобы не возникало чувство разочарования, человека, пережившего инсульт, нельзя торопить в разговоре или побуждать повторять слова и предложения. Лучше дать ему время найти нужные слова самостоятельно.

Следует задавать вопросы, требующие простых ответов - «да» или «нет». При этом говорить надо медленно и отчетливо. Можно прибегать к языку жестов и мимики.
Хорошим вспомогательным средством является так называемая «доска для общения». Это доска, которая состоит из множества отдельных гнезд, содержащих рисунки, иллюстрирующие повседневные потребности человека. Пострадавший в первое время сможет выражать свои желания, показывая на соответствующий рисунок в гнезде доски.
Правда, если есть зрительные расстройства и нарушения процессов мышления, то этот способ неприменим.

Простые мимические упражнения

Тем, кто имеет нарушения речи из-за слабости мышц губ, языка, нёба и (или) гортани, можно помочь, используя специальные упражнения для повышения тонуса мышц языка, губ, челюстей. Дыхательные упражнения и тренировка в произнесении слов и фраз также будут способствовать улучшению речи.
Начинать надо с разучивания упражнений для улучшения двигательных функций бровей, глаз, носа, рта, языка, губ, челюстей, с выполнением сопутствующих жестов.
Например, для выражения удивления предложите больному повыше поднимать брови, чтобы образовались горизонтальные складки на лбу, после чего глаза нужно плотно зажмуривать. Для нахмуривания нужно стараться свести брови вместе, чтобы при этом образовались вертикальные складки на лбу. Полезно сжимание губ и надувание щек.
Используется и надувание губ (выражение недовольства), когда вы поднимаете подбородок и вытягиваете нижнюю губу, опускаете углы рта вниз. При имитации выражения отвращения поднимайте крылья носа, образуя диагональные складки вдоль спинки носа, и раздувайте ноздри после того, как они были сдавлены. Имитируя улыбку, поднимите углы рта вверх и в стороны. Полезно и гримасничание - например, когда вы сводите губы вместе и оттягиваете углы рта в стороны.
Для развития мышц лица рекомендуется тренировать движения глаз в направлении вверх и вправо, в направлении вниз и влево. Также полезно дышать носом, преодолевая легкое сопротивление от закрытия носа большим и указательным пальцами.
Показаны и движения языком с противодействием сопротивлению, оказываемому деревянным шпателем. Можно также плотно сжимать челюсти, а затем двигать нижней челюстью вперед и из стороны в сторону. Рекомендуется пить через трубочку, плотно сжатую губами во рту, а также делать массаж пораженных мышц лица маленьким кусочком льда.

«Гримасотерапия»

Для восстановления лицевых мышц и речи специалисты также рекомендуют несколько необычные упражнения - кривляние, гримасы перед зеркалом, вырабатывание привычки подолгу жевать пораженной стороной твердую пищу, яблоко например. Пробуйте петь, используйте для этого возможности караоке.

Тренировка слухового внимания

У тех, кто после инсульта не говорит, следует регулярно тренировать слуховое внимание, устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите пострадавшего показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и, наконец, по три.
Например: «Покажи ложку, покажи тарелку и хлеб, покажи чашку, сковороду, нож». За один раз предлагают показать не более 10-15 предметов, делая небольшую паузу после каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют (пауза), покажи яблоко (пауза)...»
Пострадавшие от инсульта обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять, какие действия совершаются с предметами: «Застегни... положи на... положи перед стаканом... в стакан... за стаканом... около стакана». Если обучаемый неточно сделал то, о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь, или покажите, при этом еще раз озвучивая задание, как правильно надо сделать.
Иногда человек с трудом различает близкие по звучанию слова. В таком случае рекомендуется сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка», «почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите потом его показать тот или иной рисунок или подпись.
По ходу занятия пострадавшему от инсульта предлагают выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы: на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.
Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают трудности, если около них одновременно говорят два или три человека, - больные иногда не в состоянии понять их.
Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.
Понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше обучаемый научится их произносить, тем лучше он начинает понимать речь окружающих.

Упражнения для восстановления устной речи

Если он не в состоянии повторить отдельные слова, то следует видоизменить занятия:
пусть он произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия повторяют не более 5-6 раз. Попробуйте петь вместе песни, которые желающий восстановиться после инсульта знает. При этом он также должен смотреть на губы поющего.
Как только он начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые, обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».
Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей, юмористических журналов. Попробуйте, чтобы он в тетради простыми предложениями, если может писать, описал сюжет картинки. Сначала он должен несколько раз услышать от вас то или иное предложение, после чего пусть напишет и прочтет в тетради подписи к картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).
Если желающий восстановиться после инсульта с трудом читает эти предложения, можно сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными.
Одновременно улучшаются понимание речи, чтение и письмо под диктовку.
Можно помочь пострадавшему от инсульта вспомнить необходимые слова, подсказывая ему эпитеты. Например: «Я мою руки туалетным... (мылом)». Так, подсказывая слово за словом, помогайте близкому человеку составить по картинкам предложение.
В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п» и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем осваивают более сложные слова и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.

Восстановление навыков письма

Если полностью нарушена способность писать, больному предлагают воспроизвести лишь часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей.
Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.
Если неправильно произносятся окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги, то рекомендуется поставить наводящие вопросы, например:
«Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу)».
Строить предложения помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение.
Побуждайте пострадавшего заниматься самостоятельно. Дайте ему 5-6 упражнений на заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут... школу. Дерево стоит около... Птица... из клетки. Школьники возвращаются из...»
Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6-12 строчек)
рассказов. Их предлагается пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже самостоятельно. Чем лучше больной говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.
Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам, репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем с помощью родственников исправлять свои ошибки.

Общие рекомендации

Телепередачи восстанавливающемуся после инсульта рекомендуется смотреть не более двух часов в день, так как они забиты словами, объем которых трудно вначале переработать потерпевшему после инсульта. Лучше выбирать те передачи, что вызывают положительные эмоции, а любителям спорта - репортажи со спортивных соревнований.
Желающий восстановиться после инсульта невольно их комментирует, и это, несомненно, приносит пользу.
Занятия требуют терпения и такта, иногда даже немного обмана «во благо». Не исправляйте сразу все ошибки обучаемого, а лишь часть из них (из десяти ошибок - три или четыре). Одобряйте, хвалите за самые малые успехи.
Улучшают артикуляцию скороговорки. Для тренировки губ подходят скороговорки со звуками «б» и «п», а для улучшения работы языка лучше всего использовать скороговорки с акцентом на звуки «л» и «в». Например:
Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок.
У быка бела губа была тупа.
Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.
В чистом поле - холм с кулями. Выйду на холм, куль поправлю.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковатъ да перевыколпаковатъ. Надо колокол переколоколоватъ да перевыколоколоватъ.
Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
При поражении мышц лица также назначают массаж с элементами поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
Сам я, помимо всего прочего, строил рожицы, кривлялся, в том числе во время подготовки к врачебным процедурам в закрытых кабинках, при одевании и раздевании в закрытых кабинках, а также когда ехал за рулем автомобиля. Жевал жевательную резинку, яблоки и пищу преимущественно пораженной стороной. Пел громко с разной силой громкости и с различной интонацией, различными голосами в период поездок за рулем автомобиля, а дома - с использованием караоке.
Поскольку я плохо произносил звук «ч», я придумывал предложения с большим количеством слов, включающих этот звук, и часто их произносил. Получилась в итоге очень смешная многоговорка, которой я веселил своих близких. Также я использовал для бритья электрическую вибробритву, чтобы одновременно проводился массаж поврежденной стороны лица.
В общем, кто готов работать над собой, тот всегда найдет способы и пути восстановления поврежденных функций речи. В противном же случае человеку остается лишь искать причины, оправдывающие его ничегонеделание.
Но я уверен, что вы, мой читатель, - человек целеустремленный и ищущий, я знаю, что вы во что бы то ни стало хотите восстановить свое здоровье после инсульта. Думайте, ищите и находите новые приемы и способы. Удача обязательно будет сопутствовать вам, и радость выздоровления окажется не за горами.

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нарушения речи и понимания
« Ответ #2 : Январь 04, 2021, 06:49:27 pm »
https://www.deznet.ru/catalog/instrumenty/zondy/134429/
Зонды логопедические постановочные медицинская сталь 12 шт
Комплект из 12 постановочных зондов.

    Зонд постановочный для "Ш" - вызывать звук Ш от опорного С, заводя зонд под язык ребенка и постепенно приподнимая его.
    Зонд постановочный "рамка" - используйте при постановке звука Л от ЛЬ, надавливая рамкой на спинку языка. Уступ на рамке делает его удобным для использования с клиентами с нарушенным прикусом.
    Зонд "горка" - для постановки звука Ш, для растягивания уздечки, для поглаживания и разминания в инструментальном массаже.
    Зонд "гребенка" - массажно-постановочный зонд. Используйте как зонд-шпатель для зондового массажа. Для постановки шипящих звуков.
    Постановочный зонд "длинный клювик" - использовать на подготовительном этапе постановки свистящих для выработки желобка.
    Постановочный зонд "короткий клювик" - использовать на этапе постановки звука С для получения позы "горка".
    Зонд "рогатка" - используйте для растягивания подъязычной уздечки у детей и взрослых.
    Зонд массажно-постановочный "петелька" - для зондового массажа выполняйте поглаживание вдоль языка. Для выработки позы "жало" предлагайте ребенку просовывать кончик языка в колечко. Для постановки звука Р от опорного Ж делайте под языком движение, изгоняющее язык.
    Зонд массажно-постановочный "сабля" - для зондового массажа (поглаживание, прерывистая и непрерывистая вибрация). В постановочных техниках использовать для выработки желобка по центральной линии языка.
    Роторасширитель большой - можно использовать с детьми старше 7 лет. Не рекомендуем использовать при ДЦП. Зубы ребенка с грубой спастикой могут сорваться с этого инструмента.
    Роторасширитель малый - можно использовать с детьми. Не рекомендуем использовать при ДЦП. Зубы ребенка с грубой спастикой могут сорваться с этого инструмента.
    Зонд шариковый - для постановки звука Р.

При стерилизации раствором Аламинол, не оставляйте зонды в растворе более, чем на час.

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нарушения речи и понимания
« Ответ #3 : Январь 05, 2021, 07:50:54 am »
 Григоренко А.П. Уход за больными после инсульта 2014
Страница 180.
Упражнения для улучшения речи
Паралич мимической мускулатуры

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нарушения речи и понимания
« Ответ #4 : Январь 06, 2021, 11:43:21 pm »
Кузнецов С. - Жизнь после инсульта (Практики исцеления. Уникальный результат!) - 2011
Очень детально методики восстановления речи при разных формах афазии и дизартрии
даются в книгах замечательных специалистов в этой области Т. Г. Визель, Н. Н.
Амосовой, Н. И. Каплиной. Книги этих авторов я рекомендую обязательно почитать тем,
кого затронула проблема речи при инсульте. В них даны пошаговые, чуть ли не
ежедневные инструкции по восстановлению речи, сопровождаемые рисунками и
упражнениями.

Простые мимические упражнения
Тем, кто имеет нарушения речи из-за слабости мышц губ, языка, нёба и (или) гортани,
можно помочь, используя специальные упражнения для повышения тонуса мышц языка,
губ, челюстей. Дыхательные упражнения и тренировка в произнесении слов и фраз также
будут способствовать улучшению речи.
Начинать надо с разучивания упражнений для улучшения двигательных функций бровей,
глаз, носа, рта, языка, губ, челюстей, с выполнением сопутствующих жестов.
Например, для выражения удивления предложите больному повыше поднимать брови,
чтобы образовались горизонтальные складки на лбу, после чего глаза нужно плотно
зажмуривать. Для нахмуривания нужно стараться свести брови вместе, чтобы при этом
образовались вертикальные складки на лбу. Полезно сжимание губ и надувание щек.
Используется и надувание губ (выражение недовольства), когда вы поднимаете
подбородок и вытягиваете нижнюю губу, опускаете углы рта вниз. При имитации
выражения отвращения поднимайте крылья носа, образуя диагональные складки вдоль
спинки носа, и раздувайте ноздри после того, как они были сдавлены. Имитируя улыбку,
поднимите углы рта вверх и в стороны. Полезно и гримасничание - например, когда вы
сводите губы вместе и оттягиваете углы рта в стороны.
Для развития мышц лица рекомендуется тренировать движения глаз в направлении вверх
и вправо, в направлении вниз и влево. Также полезно дышать носом, преодолевая легкое
сопротивление от закрытия носа большим и указательным пальцами.
Показаны и движения языком с противодействием сопротивлению, оказываемому
деревянным шпателем. Можно также плотно сжимать челюсти, а затем двигать нижней
челюстью вперед и из стороны в сторону. Рекомендуется пить через трубочку, плотно
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON 1
сжатую губами во рту, а также делать массаж пораженных мышц лица маленьким
кусочком льда.
«Гримасотерапия»
Для восстановления лицевых мышц и речи специалисты также рекомендуют несколько
необычные упражнения - кривляние, гримасы перед зеркалом, вырабатывание привычки
подолгу жевать пораженной стороной твердую пищу, яблоко например. Пробуйте петь,
используйте для этого возможности караоке.
Тренировка слухового внимания
У тех, кто после инсульта не говорит, следует регулярно тренировать слуховое внимание,
устную речь, чтение и письмо. Для таких тренировок можно использовать лото для детей
младшего школьного возраста или букварь. Медленно, четко произнося слова, попросите
пострадавшего показывать сначала по одному предмету, а через некоторое время по два и,
наконец, по три.
Например: «Покажи ложку, покажи тарелку и хлеб, покажи чашку, сковороду, нож». За
один раз предлагают показать не более 10-15 предметов, делая небольшую паузу после
каждой просьбы. Например: «Покажи то, чем режут (пауза), покажи то, из чего пьют
(пауза), покажи яблоко (пауза)...»
Пострадавшие от инсульта обычно лучше понимают задания, когда речь идет о названиях
предметов, чем о действиях. Поэтому во время занятий приходится настойчиво повторять,
какие действия совершаются с предметами: «Застегни... положи на... положи перед
стаканом... в стакан... за стаканом... около стакана». Если обучаемый неточно сделал то,
о чем его просили, подскажите ему, о каких действиях шла речь, или покажите, при этом
еще раз озвучивая задание, как правильно надо сделать.
Иногда человек с трудом различает близкие по звучанию слова. В таком случае
рекомендуется сделать схематические рисунки и подписать их: «дом», «том», «бочка»,
«почка», «дачка», «тачка», «трава», «дрова». Попросите потом его показать тот или иной
рисунок или подпись.
По ходу занятия пострадавшему от инсульта предлагают выписывать из книги или газеты
слова, начинающиеся на сходно звучащие буквы: на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так
постепенно тренируется восприятие звуков речи.
Страдающие нарушением речи, даже незначительно выраженным, испытывают
трудности, если около них одновременно говорят два или три человека, - больные иногда
не в состоянии понять их.
Надо помнить об этом, проявлять такт, говорить медленно и не всем сразу.
Понимание речи тренируется во время произнесения слов. Чем лучше обучаемый
научится их произносить, тем лучше он начинает понимать речь окружающих.
Упражнения для восстановления устной речи
Если он не в состоянии повторить отдельные слова, то следует видоизменить занятия:
пусть он произносит вместе с обучающим, смотря на его губы, названия чисел от одного
до десяти, названия дней недели, месяцев. В течение одного занятия эти названия
повторяют не более 5-6 раз. Попробуйте петь вместе песни, которые желающий
восстановиться после инсульта знает. При этом он также должен смотреть на губы
поющего.
Как только он начнет правильно выговаривать слова, попросите его повторять простые,
обиходные предложения: «закрой дверь», «дай носовой платок», «принеси стакан воды».
Желательно показать ему сюжетные рисунки, картинки из книг для детей,
юмористических журналов. Попробуйте, чтобы он в тетради простыми предложениями,
если может писать, описал сюжет картинки. Сначала он должен несколько раз услышать
от вас то или иное предложение, после чего пусть напишет и прочтет в тетради подписи к
картинке (например: «На улице холодно. Листья падают с деревьев. Дети идут в школу»).
Если желающий восстановиться после инсульта с трудом читает эти предложения, можно
сделать так: пусть он читает каждое слово вслух, закрывает написанное листом бумаги, а
затем записывает его по памяти. После чего вновь читает и исправляет допущенные
ошибки. Раз от раза списывание и произнесение становятся более точными.
Одновременно улучшаются понимание речи, чтение и письмо под диктовку.
Можно помочь пострадавшему от инсульта вспомнить необходимые слова, подсказывая
ему эпитеты. Например: «Я мою руки туалетным... (мылом)». Так, подсказывая слово за
словом, помогайте близкому человеку составить по картинкам предложение.
В более тяжелых случаях приходится показывать артикуляцию отдельных звуков: «а»,
«о», «у», «м», «п» и других. Из них затем составляют простейшие слова. А со временем
осваивают более сложные слова и из них уже строят вместе с больным отдельные фразы.
Восстановление навыков письма
Если полностью нарушена способность писать, больному предлагают воспроизвести лишь
часто употребляемые слова (дом, суп, чай, рука, каша, очки, окно), имена близких людей.
Он должен видеть каждое из этих слов написанным, а затем сложить их из букв разрезной
азбуки. Со временем он научится складывать более сложные слова.
Если неправильно произносятся окончания существительных и глаголов, пропускаются
или заменяются предлоги, то рекомендуется поставить наводящие вопросы, например:
«Кто пишет письмо? (Сын). Что сын пишет? (Письмо). Кому он пишет письмо? (Отцу)».
Строить предложения помогает нарисованная в тетради схема, хорошо известная всем со
школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение.
Побуждайте пострадавшего заниматься самостоятельно. Дайте ему 5-6 упражнений на
заполнение пропущенных букв и слов. Например: «Дети идут... школу. Дерево стоит
около... Птица... из клетки. Школьники возвращаются из...»
Восстановлению устной речи способствует чтение вслух небольших (6-12 строчек)
рассказов. Их предлагается пересказать сначала с помощью наводящих вопросов, а позже
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON 1
самостоятельно. Чем лучше больной говорит, тем сложнее должен быть текст для чтения
и пересказа.
Относительно хорошо говорящие могут писать сочинения по сложным рисункам,
репродукциям картин, пересказывать содержание телепередач, статей из журналов, затем
с помощью родственников исправлять свои ошибки.
Общие рекомендации
Телепередачи восстанавливающемуся после инсульта рекомендуется смотреть не более
двух часов в день, так как они забиты словами, объем которых трудно вначале
переработать потерпевшему после инсульта. Лучше выбирать те передачи, что вызывают
положительные эмоции, а любителям спорта - репортажи со спортивных соревнований.
Желающий восстановиться после инсульта невольно их комментирует, и это, несомненно,
приносит пользу.
Занятия требуют терпения и такта, иногда даже немного обмана «во благо». Не
исправляйте сразу все ошибки обучаемого, а лишь часть из них (из десяти ошибок - три
или четыре). Одобряйте, хвалите за самые малые успехи.
Улучшают артикуляцию скороговорки. Для тренировки губ подходят скороговорки со
звуками «б» и «п», а для улучшения работы языка лучше всего использовать скороговорки
с акцентом на звуки «л» и «в». Например:
Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок.
У быка бела губа была тупа.
Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась.
В чистом поле - холм с кулями. Выйду на холм, куль поправлю.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак
переколпаковатъ да перевыколпаковатъ. Надо колокол переколоколоватъ да
перевыколоколоватъ.
Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
При поражении мышц лица также назначают массаж с элементами поглаживания,
разминания, растирания, вибрации.
Сам я, помимо всего прочего, строил рожицы, кривлялся, в том числе во время
подготовки к врачебным процедурам в закрытых кабинках, при одевании и раздевании в
закрытых кабинках, а также когда ехал за рулем автомобиля. Жевал жевательную резинку,
яблоки и пищу преимущественно пораженной стороной. Пел громко с разной силой
громкости и с различной интонацией, различными голосами в период поездок за рулем
автомобиля, а дома - с использованием караоке.
Поскольку я плохо произносил звук «ч», я придумывал предложения с большим
количеством слов, включающих этот звук, и часто их произносил. Получилась в итоге
очень смешная многоговорка, которой я веселил своих близких. Также я использовал для
бритья электрическую вибробритву, чтобы одновременно проводился массаж
поврежденной стороны лица.

birg77out

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3733
  • Karma: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Нарушения речи и понимания
« Ответ #5 : Январь 07, 2021, 10:11:29 am »
В остром периоде ишемического инсульта использовались приемы
растормаживания речи путем втягивания больных в речевое общение с
помощью сопряженной (осуществляемой одновременно с афазиологом),
отраженной (вслед за афазиологом) и элементарной диалогической речи;
показана «опора» на  привычные  речевые  стереотипы,  эмоционально
значимые слова, песни, стихи. Особенно эффективным было пение, поскольку
при этом активизируются неповрежденные нервные пути недоминантного
полушария, осуществляющие перенос музыкальной информации. Принцип
дифференциации методов связи с формой афазии в острый период инсульта
не-так значим.

Поскольку любая афазия всегда затрагивает все речевые функции,
производилась комплексная работа над речью в целом с учетом специфики
нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии. При любом
виде афазии работа проводилась над пониманием речи, над чтением и
письмом, над восстановлением свободного высказывания и смысловой
структуры речи (многозначность слов и вариабельностью их использования),
над коррекцией грамотического строя речи.
Независимо от  формы  афазии  при  восстановительном  лечении
проводилась опора на смысловую сторону речи, стимуляция слухового
восприятия речи  и  обеспечения  самоконтроля  над  речью  (путем
прослушивания больным своей речи через магнитофонную запись).
Восстановительная терапия афатических расстройств осуществлялась
афазиологом-логопедом в форме индивидуальных (по 3 5 - 4 0 минут) и
групповых (по 45 -  60 минут, не более 3 - 5  человек в группе)
занятий,проводимых ежедневно в течении всего курса реабилитационного
лечения.
Динамика восстановления  речи  фиксировалась  в  специальной
логопедической карте.

КОРОЛЕВ
Андрей Анатольевич
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ
ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ИШЕМИЧЕСКОГО ИНСУЛЬТА
В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА
14.00.51 - восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная
медицина, курортология и физиотерапия
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата медицинских наук
Научный руководитель:
доктор медицинских наук профессор
Суслова Галина Анатольевна
Санкт-Петербург
2009