Подшипники с вкладышами из древеснослоистых пластиков
широко применяются в прокатных и волочильных станах, в ме-
ханизмах затворов плотин и шлюзов, в гидравлических насосах
и турбинах. Их можно встретить в транспортерах для угля и
золы, бревнотасках и лесорамах, буровых станках и дробилках.
Вкладыши из этого материала не требуют масляной смазки,
их смазывают... водой. Замена масла водой уменьшает трение
в шесть—восемь раз. По прочности они не уступают бронзо-
вым, в то же время будучи в несколько раз легче.
Износ таких вкладышей во втулках ходовых колес в затво-
рах шлюзов при непрерывной работе в течение 100 часов в
15 раз меньше, чем бронзовых.
На автомобильном заводе в Горьком уже в течение несколь-
ких лет на заливочных конвейерах в литейных цехах применяют
втулки из нового материала. Несмотря на особо тяжелые
условия эксплуатации, подшипники из ДСП на конвейерах ра-
ботают без всякой смазки в 3—4 раза более продолжительный
срок, чем шарикоподшипники.
В производстве шпона, применяемого для изготовления фа-
неры и древесных слоистых пластиков, образуются мелкие от-
ходы. В течение многих лет они сжигались в топках котлов.
Советские инженеры нашли применение и этим отходам.
Сотрудники Ленинградского научно-исследовательского ин-
ститута, фанеры создали из отходов фанерного шпона новый
высококачественный материал, заменяющий в ряде случаев
сталь, бронзу и самые твердые сплавы.
Обрезки шпона дробят на мелкие щепочки, затем пропи-
тывают их смолой, засыпают в прессформу, имеющую конфи-
гурацию детали, и прессуют. Древесная крошка при обычной
температуре не обладает текучестью, но если ее нагреть при-
мерно до 150 градусов и подвергнуть давлению в 400 атмосфер,
она заполнит все извилины форм. Прессформу ставят под пресс,
и через несколько минут деталь готова. После несложной до-
полнительной обработки ее можно ставить прямо в машину.
Детали, изготовленные из древесной крошки, имеют и мно-
го других преимуществ. Они легче металлических, медленнее
изнашиваются, не подвергаются ржавлению.
Несколько лет назад была разработана технология произ-
водства цельнопрессованных шестерен и челноков из этого ма-
териала. Установленные на некоторых ленинградских ткацких
фабриках —
имени Анисимова, Резвоостровской, «Красный
маяк», они работали в несколько раз более длительный срок,
чем обычные челноки.
Большой прочностью обладают шестерни и вкладыши под-
шипников, изготовленные из прессованной крошки. Устойчи-
вость таких шестерен к износу гораздо выше, чем чугунных.
Вкладыши из древесной крошки обходятся значительно дешев-
ле бронзовых и надежно служат в течение более долгого вре-
мени.
Опыт Ленинградского машиностроительного завода имени
Ленина показывает, что этот материал является незаменимым
при ремонте различных типов металлообрабатывающих стан-
ков. Из него были изготовлены направляющие для саней у ра-
сточного стайка, сани у токарно-винторезного станка., зубчатые
колеса и роторные лопатки у шлифовальных машин.
Из древопластика можно делать детали и подшипники и
другим способом. Предложено изготовлять их из пропитанной
смолой березовой крошки не прессованием, а литьем под дав-
лением.
Литые деревянные подшипники уже более трех лет успеш-
но работают на ткацких станках фабрики «Рабочий», на ленто-
прокатных станах завода «Красный выборжец». Они позволили
увеличить скорость проката и сократить расход электроэнергии.
2. Б. Я. Розен 5
Многие станы в черной металлургии имеют деревянные вклады- ши. Они установлены и в трамвайных вагонах.
Во многих случаях выгодным заменителем металла являет-
ся и пластифицированная древесина. Советские ученые уста-
новили, что если древесину прессовать под большим давлением
и при высокой температуре, то она уплотняется вдвое и ее
прочность значительно повышается. Такую древесину в технике
называют каменным деревом, или лигностоном (от иностран- ных слов: латинского «лигнум» —
дерево и английского
«стоун» —
камень). Лигностон действительно тонет в воде как
Вкладыши и втулки подшипников из древесной крошки.
камень. Он почти в 3 раза тяжелее сухой необработанной древе- сины и в полтора раза тяжелее воды. Изготовляют лигностон
преимущественно прессованием березы и бука. Прочный мате-
риал получается и при использовании осины, ольхи, липы и
ивы.
Прямоугольные или квадратные бруски древесины закла-
дывают в металлические формы и ставят под мощный пресс,
выдерживая полтора-два часа под давлением 350—400 атмо-
сфер при температуре 130—140 градусов. Бруски лигностона
можно склеивать в большие плиты. Они хорошо пилятся, ре-
жутся, фрезеруются и шлифуются. Лигностон успешно заменяет не только дорогую древесину, но и цветные металлы —
бронзу, медь, латунь. Из него изготов-
6
ляют вкладыши подшипников для горячих прокатных станов.
Тормозные колодки из лигностона истираются меньше метал-
лических и повышают торможение почти на 40 процентов. Из
лигностона можно делать и детали для комбайнов, ткацкие чел-
ноки, различные инструменты.
В небольшой мастерской с несложным оборудованием со
штатом в шесть человек можно изготовить в год 75 тысяч заго-
товок для 150 тысяч вкладышей или втулок.
Лигностоновые подшипники применяются на паровозах уз-
коколеек и ткацких станках, угольных транспортерах и греб-
ных валах-речных катеров.
В Скородумсшм леспромхозе Свердловской области новые
подшипники на лесовозных узкоколейных дорогах выдержали
9 тысяч километров пробега, в то время как бронзовые уже
после 4 тысяч километров выходили из строя. Уже несколько
лет на Каспийском море плавают семь рыболовных судов с
лигностоновыми втулками.
В Воронежской области комбайны с деревянными подшип-
никами убирали по тысяче гектаров посевов. На пятикорпус-
ных плугах и культиваторах, работающих на песчаных почвах,
обычно очень быстро изнашиваются чугунные втулки и ломают-
ся оси. При замене чугунных втулок деревянными износ осей
у плугов уменьшается в два с половиной раза.
В последние годы из лигностона стали изготовлять саль-
ники для насосов, подкладки под рельсы трамвайных путей.
В Воронеже на главной трамвайной линии уже пятый год
безотказно работают лигностоновые подкладки, не разрушая
шпал.
Большую пользу приносят строителям вкладыши и подшип-
ники из «прессованной древесины. Теперь на стройках появи-
лось много разных машин и механизмов, облегчающих труд
рабочих и позволяющих быстро строить даже очень крупные
здания. Немаловажную роль в арсенале «механических помощ-
ников» строителей играют растворо- и бетономешалки. Они
приготовляют известковые и цементные растворы, бетоны. При
перемешивании в бронзовые вкладыши подшипников непрерыв-
но попадают мельчайшие крупинки цемента, зерна песка, ча-
стицы извести. Они словно острые иглы впиваются в металл,
царапают его и шлифуют. Постепенно вал и бронзовый вкла-
дыш истираются и подшипник выходит из строя. Между валом
и вкладышем образуется зазор. В эту щель начинает просачи-
ваться строительный раствор, который, попадая на другие тру-
щиеся части, разрушает их. Деревянные же подшипники изна-
шиваются гораздо медленнее и при постепенном истирании они
разбухают, поэтому не образуется щели и раствор не вытекает
из барабана. Кроме того, они смягчают удары вала машины,
тем самым увеличивая срок его службы. Сотни тысяч тонн цветного металла —
бронзы, латуни, меди — сейчас заменяются в промышленности и на транспорте
лигнофолем, лигностоном, прессованной березовой крошкой и
другими древесными пластиками.
Из книги автора Б.Я.Розен «Материалы неограниченных возможностей» 1957